В начале марта кафедра электрофизических установок перешла в состав ИЯФиТ. Это вызвало большое количество вопросов о причинах перехода, изменениях в учебных планах и преподавательском составе.
В интервью заведующий кафедрой Сергей Маркович Полозов рассказал о научных направлениях кафедры и об их взаимосвязи с научными направлениями остальных подразделений ИЯФиТ, дал комментарии по изменениям для тех, кто уже сейчас обучается на программах кафедры электрофизических установок и анонсировал для них новые курсы, актуальные современным проблемам в ускорительной технике. Абитуриентов, в свою очередь, уже в наборе 2024 ждут новые межкафедральные программы, направленные на российские MegaScience проекты.
В интервью заведующий кафедрой Сергей Маркович Полозов рассказал о научных направлениях кафедры и об их взаимосвязи с научными направлениями остальных подразделений ИЯФиТ, дал комментарии по изменениям для тех, кто уже сейчас обучается на программах кафедры электрофизических установок и анонсировал для них новые курсы, актуальные современным проблемам в ускорительной технике. Абитуриентов, в свою очередь, уже в наборе 2024 ждут новые межкафедральные программы, направленные на российские MegaScience проекты.
Напомните, пожалуйста, чем занимаются на 14 кафедре?
Исторически кафедра электрофизических установок МИФИ – одна из ведущих в мире школ подготовки специалистов в области ускорителей заряженных частиц. Наши выпускники работают во всех российских ускорительных центрах и большинстве основных ускорительных лабораторий мира. Кроме того, у коллектива кафедры очень большой опыт участия в разработке и создании ускорителей для науки и прикладных применений. Наши старшие коллеги участвовали еще в создании синхрофазотрона в Дубне и большинства крупнейших научных установок, построенных в СССР. Позднее мы участвовали в проектировании нескольких систем для коллайдеров NICA ОИЯИ и Большого адронного коллайдера в CERN, Европейского лазера на свободных электронах в Гамбурге и других проектах. Исторически на базе кафедры реализован полный цикл разработки компактных линейных ускорителей электронов и ионов для различных применений, например, ускорители для стерилизации или лечения онкологии. В период с 1960 по 1992 год сотрудниками кафедры было разработано и изготовлено почти 40 ускорителей, которые были поставлены заказчикам по всей стране. После 2010 года мы эти работы возобновили и небезуспешно. Сейчас таких проектов стало настолько много, что в МИФИ приходится монтировать новые бункеры под размещение установок.
На кафедре на данный момент семь лабораторий, которые позволяют проектировать почти все системы, необходимые для создания ускорителя. Это позволяет решать широкий круг задач в ускорительной и СВЧ технике для наших заказчиков и даёт выбор направлений будущей работы для учащихся у нас студентов – от программирования до работы с «железом». Необходимо отметить, что в последние годы появилась возможность вложить серьезные средства в реконструкцию учебных лабораторий. Полтора года назад мы полностью реконструировали лабораторию электронных систем ускорителей, а в конце прошлого года закончили сборку и испытание оборудования для лаборатории вакуумной техники. В ближайших планах –создание новой учебной лаборатории «Диагностика пучков заряженных частиц» и полная модернизация ускорительного практикума.
Почему кафедра 14 переехала в ИЯФиТ?
Перебрались мы, во-первых, для того, чтобы 14 направление собралось в одном институте полностью. Это позволит удобно переходить к базовому высшему образованию от бакалавриата в рамках МИФИ. Во-вторых, наша тематика больше связана с ядерной физикой, как в смысле науки, так и в смысле технологий. Как говорили классики, «Ядерная физика состоит из трех частей – теоретической, экспериментальной и ускорителей». В этом смысле с лазером и плазмой наше направление связано меньше. Лазер на свободных электронах – не совсем лазер, а лазерно-плазменное ускорение – это всё-таки про ускорение, а не про пробой плазмы лазерным импульсом. В составе ИЯФиТ сосредоточены кафедры с близкими нам научными задачами, фактически основные пользователи установок, которые мы разрабатываем работают и готовят студентов на кафедрах 11, 40, 60. Наша кафедра принимает активное участие в проектах мегасайенс класса. Это и уже упомянутая NICA, и синхротронно-нейтронная программа, в частности – комплекс «СИЛА». В рамках этих проектов открываются совместные образовательные программы, в том числе две наши сетевые программы магистратуры с ОИЯИ и Курчатовским институтом, и ведутся научные изыскания. Консолидация усилий в рамках меганауки также является причиной нашего перехода в ИЯФиТ.
Кроме того, когда-то очень давно кафедра была в составе физико-технического факультета, который затем разделился на Т и Ф. И только благодаря тому, что Георгий Александрович Тягунов в 1956 году был назначен деканом будущего факультета А, получилось, что кафедра оказалась в его составе и перешла затем в ЛаПлаз при образовании институтов. Так что исторически это скорее возвращение, чем переход.
Изменятся ли программы обучения? Поменяется ли преподавательский состав по общеобразовательным предметам?
Резких изменений для тех, кто сейчас обучается по нашим программам, не произойдет. Программы будут модернизироваться согласно плану, разработанному на несколько лет вперед. Про обновление учебных практикумов я уже говорил, понемногу мы меняем курсы по специальным дисциплинам и добавляем новые курсы. Например, в этом году мы после пятнадцатилетнего перерыва вернули курс «Магнитные системы ускорителей», который был не востребован, так как не строились крупные циклические ускорители. В последние годы ситуация перевернулась и данный курс снова нужен. Готовится новый курс по кодам, которые используются при проектировании ускорителей.
Преподавательский состав, который ведет занятия по общей физике для студентов ЛаПлаз и ИЯФиТ, идентичен. По математическим дисциплинам радикальных перемен также не ожидается.
Что с проектной практикой?
Проектная практика останется, она будет реализована на нашей кафедре для того, чтобы с первых курсов можно было попробовать себя в той специальности, на которую поступил. Будет много практических задач, в том числе ориентированных на то, чтобы выпускники МИФИ могли научиться что-то делать руками. Для наших студентов младших курсов, как для будущих специалистов в своей области, это гораздо полезнее, чем решать абстрактные задачи.
Как будут выглядеть программы для вновь поступающих абитуриентов?
Образовательные программы бакалавриата, как и во всей стране, будут серьезно модернизированы для перехода на базовое образование. Кроме того, будут добавлены новые межкафедральные программы в рамках ИЯФИТ, отвечающие современным вызовам российской меганауки. А вот программа специалитета в основном сохранит свою структуру и будет плавно настраиваться, по возможности будут добавляться разделы, связанные с последними достижениями в ускорительной технике. При этом важным остается учет пожеланий наших основных работодателей.
Исторически кафедра электрофизических установок МИФИ – одна из ведущих в мире школ подготовки специалистов в области ускорителей заряженных частиц. Наши выпускники работают во всех российских ускорительных центрах и большинстве основных ускорительных лабораторий мира. Кроме того, у коллектива кафедры очень большой опыт участия в разработке и создании ускорителей для науки и прикладных применений. Наши старшие коллеги участвовали еще в создании синхрофазотрона в Дубне и большинства крупнейших научных установок, построенных в СССР. Позднее мы участвовали в проектировании нескольких систем для коллайдеров NICA ОИЯИ и Большого адронного коллайдера в CERN, Европейского лазера на свободных электронах в Гамбурге и других проектах. Исторически на базе кафедры реализован полный цикл разработки компактных линейных ускорителей электронов и ионов для различных применений, например, ускорители для стерилизации или лечения онкологии. В период с 1960 по 1992 год сотрудниками кафедры было разработано и изготовлено почти 40 ускорителей, которые были поставлены заказчикам по всей стране. После 2010 года мы эти работы возобновили и небезуспешно. Сейчас таких проектов стало настолько много, что в МИФИ приходится монтировать новые бункеры под размещение установок.
На кафедре на данный момент семь лабораторий, которые позволяют проектировать почти все системы, необходимые для создания ускорителя. Это позволяет решать широкий круг задач в ускорительной и СВЧ технике для наших заказчиков и даёт выбор направлений будущей работы для учащихся у нас студентов – от программирования до работы с «железом». Необходимо отметить, что в последние годы появилась возможность вложить серьезные средства в реконструкцию учебных лабораторий. Полтора года назад мы полностью реконструировали лабораторию электронных систем ускорителей, а в конце прошлого года закончили сборку и испытание оборудования для лаборатории вакуумной техники. В ближайших планах –создание новой учебной лаборатории «Диагностика пучков заряженных частиц» и полная модернизация ускорительного практикума.
Почему кафедра 14 переехала в ИЯФиТ?
Перебрались мы, во-первых, для того, чтобы 14 направление собралось в одном институте полностью. Это позволит удобно переходить к базовому высшему образованию от бакалавриата в рамках МИФИ. Во-вторых, наша тематика больше связана с ядерной физикой, как в смысле науки, так и в смысле технологий. Как говорили классики, «Ядерная физика состоит из трех частей – теоретической, экспериментальной и ускорителей». В этом смысле с лазером и плазмой наше направление связано меньше. Лазер на свободных электронах – не совсем лазер, а лазерно-плазменное ускорение – это всё-таки про ускорение, а не про пробой плазмы лазерным импульсом. В составе ИЯФиТ сосредоточены кафедры с близкими нам научными задачами, фактически основные пользователи установок, которые мы разрабатываем работают и готовят студентов на кафедрах 11, 40, 60. Наша кафедра принимает активное участие в проектах мегасайенс класса. Это и уже упомянутая NICA, и синхротронно-нейтронная программа, в частности – комплекс «СИЛА». В рамках этих проектов открываются совместные образовательные программы, в том числе две наши сетевые программы магистратуры с ОИЯИ и Курчатовским институтом, и ведутся научные изыскания. Консолидация усилий в рамках меганауки также является причиной нашего перехода в ИЯФиТ.
Кроме того, когда-то очень давно кафедра была в составе физико-технического факультета, который затем разделился на Т и Ф. И только благодаря тому, что Георгий Александрович Тягунов в 1956 году был назначен деканом будущего факультета А, получилось, что кафедра оказалась в его составе и перешла затем в ЛаПлаз при образовании институтов. Так что исторически это скорее возвращение, чем переход.
Изменятся ли программы обучения? Поменяется ли преподавательский состав по общеобразовательным предметам?
Резких изменений для тех, кто сейчас обучается по нашим программам, не произойдет. Программы будут модернизироваться согласно плану, разработанному на несколько лет вперед. Про обновление учебных практикумов я уже говорил, понемногу мы меняем курсы по специальным дисциплинам и добавляем новые курсы. Например, в этом году мы после пятнадцатилетнего перерыва вернули курс «Магнитные системы ускорителей», который был не востребован, так как не строились крупные циклические ускорители. В последние годы ситуация перевернулась и данный курс снова нужен. Готовится новый курс по кодам, которые используются при проектировании ускорителей.
Преподавательский состав, который ведет занятия по общей физике для студентов ЛаПлаз и ИЯФиТ, идентичен. По математическим дисциплинам радикальных перемен также не ожидается.
Что с проектной практикой?
Проектная практика останется, она будет реализована на нашей кафедре для того, чтобы с первых курсов можно было попробовать себя в той специальности, на которую поступил. Будет много практических задач, в том числе ориентированных на то, чтобы выпускники МИФИ могли научиться что-то делать руками. Для наших студентов младших курсов, как для будущих специалистов в своей области, это гораздо полезнее, чем решать абстрактные задачи.
Как будут выглядеть программы для вновь поступающих абитуриентов?
Образовательные программы бакалавриата, как и во всей стране, будут серьезно модернизированы для перехода на базовое образование. Кроме того, будут добавлены новые межкафедральные программы в рамках ИЯФИТ, отвечающие современным вызовам российской меганауки. А вот программа специалитета в основном сохранит свою структуру и будет плавно настраиваться, по возможности будут добавляться разделы, связанные с последними достижениями в ускорительной технике. При этом важным остается учет пожеланий наших основных работодателей.